Золотого человека в кургане аралтобе в 1999 году обнаружила экспедиция под руководством

Курган Аралтобе

Курган Аралтобе — в октябре 1999 года на территории Атырауской области Казахстана, археологами было найдено богатое захоронение, где обнаружены останки мужчины, предположительно сарматского вождя, и его жены. Также найдено множество предметов старины: сотни золотых бляшек с изображениями зооморфных существ, наконечники стрел, плохо сохранившиеся булатный меч и царский жезл. Находки свидетельствовали о знатном происхождении погребенного, которого специалисты назвали «Золотым воином». Из-за своей формы курган получил название «лучистого» кургана. В восточной части захоронения лежал скелет птицы, предположительно, беркута.

Курган Аралтобе — могильник, расположенный в 65 километрах от города Кульсары, несколько лет назад исследовала экспедиция Западно-Казахстанского отделения Института археологии имени Маргулана под руководством археолога Зайнуллы Самашева. Ученые обнаружили в одном кургане останки сарматского вождя, его жены, двух лошадей, собаки, а в другом – красивейшие художественные изделия. По обнаруженным фрагментам ученые стремились воспроизвести целостную картину. Но восстановить и реконструировать оказалось возможным только останки вождя. Череп человека отправили в Институт антропологии и этнологии имени Миклухо-Маклая в Москве.

После завершения всех работ в Атырауском историко-краеведческом музее открыта уникальная экспозиция – «Загадка века». Ее экспонаты – фигура Золотого человека в парадном облачении с золотыми украшениями, а также старинные сосуды, макет кургана, картины с изображением воинов-сарматов. Прическа Золотого человека в виде двух заплетенных кос создана на основе позднеантичных и римских источников, где упоминаются сарматы. Как поясняет заместитель директора по научной работе музея Раиса Тастемирова, при реконструкции костюма вождя был взят во внимание факт, что в тот исторический период конные кочевники евразийских степей от Ордоса до Причерноморья носили короткие кожаные кафтаны туникообразного покроя. Золотыми фигурными пластинами украшались преимущественно погребальные костюмы кочевой элиты, царствующих персон, религиозных деятелей.

Лучистый курган. Как рассказывает академик Казахстанской академии естественных наук Утепберген Алимгереев, сам по себе курган представлял сложное сооружение. Его макет воссоздавали по сохранившимся на месте элементам. Первоначально это было округлое каменное сооружение высотой два метра, диаметром около 40 метров. В его середине возвышалась овальная ограда, воздвигнутая поверх земляного вала вокруг верхнего края прямоугольной, с закругленными углами погребальной камеры. От ограды расходились лучи, образованные вертикальными плитами. Вся поверхность кургана наклонно покрывалась чешуйчатым панцирем. С северной стороны лучистого кургана был возведен из горизонтальных плит своеобразный вход. В центре кургана – очаг со следами сильного и глубокого прокала. Сарматы были огнепоклонниками, верили в очистительную силу огня. По мнению краеведа Утепбергена Алимгереева, характер наземной конструкции кургана, доказательства почитания огня и другие признаки указывают на возможное влияние зороастрийской религиозной традиции на мировоззрение и погребальную практику сарматов низовья реки Эмбы (Жылыойский район Атырауской области) и вместе с тем на персон, принадлежащих к правящей элите и касте жрецов.

Экспедиция во главе с Самашевым обнаружила, что главная погребальная камера изнутри была облицована камышовыми матами, укрепленными тонкими жердями. В соответствии с нормами ритуала и статуса в кочевом сарматском обществе умершие были похоронены с особыми почестями, в богатом одеянии. В могиле также были два коня, набор оружия – меч, кинжал, колчан со стрелами, кожаный сосуд и железный жезл, покрытый золотом. Могила несколько раз была ограблена. Но там еще осталось более 300 золотых элементов – ромбовидные, круглые, рамчатые и змеевидные пластины. В зависимости от формы они нашивались на разные части парадного мужского кафтана.

Сохранился и скелет беркута. Предполагается, что беркут связан с культом тотема-покровителя рода сарматов. Кроме того, не исключена возможность объяснения находки с точки зрения охотничьей деятельности Золотого человека.

Экспонаты Золотого человека расположены на фоне картин «Сарматы перед битвой» и «Битва сарматов», характеризующих эпоху, в которой жил человек, захороненный в кургане Аралтобе. Это рубеж I тысячелетия до нашей эры и начала I тысячелетия нашей эры. Как поясняет Раиса Тастемирова, в тот период времени на просторах Евразийской зоны началось становление кочевых форм скотоводства, усиление военной жизни общества. Вооруженный всадник стал символом эпохи. Появились могущественные племенные союзы. Утвердился новый тип одежды, включавший мягкую обувь без каблука, длинные шаровары, тунику, кафтаны, войлочные головные уборы и богатый поясной набор. Воины вооружались кинжалами, щитами различной формы, копьями, стрелами, луками. Все эти исторические факты обобщены на картинах.

…Открытие ученых-археологов подрывает некоторые ранее выдвинутые гипотезы. Найденный в захоронении Аралтобе меч опровергает существовавшее до сих пор мнение о том, что булатная сталь появилась у тюрков в IV веке до нашей эры, а по некоторым высказываниям – даже в VII–VI веках. Аралтобинское захоронение датируется II веком до нашей эры. Это время наивысшего расцвета культуры сарматов Арало-Каспийского региона и повышения его военно-политической активности. Об этом говорят рентгеновские исследования структуры металла, сообщает краевед Утепберген Алимгереев. Люди, жившие даже в то время, далеко шагнули как в разработке технологии раннего железа, так и в вопросах строительного и архитектурного дела. Даже сама конструкция кургана – 12-лучевая – может подразумевать 12 месяцев. Хорошо знали наши предки и методы работы с кожей. Широко использовалось и дерево. Даже в изготовлении ножен. Было развито токарное дело, умели сверлить самые твердые предметы. В кургане найдены бусы с просверленными отверстиями.

Золотой человек №2. В октябре 1999 года казахстанский «Золотой человек» перестал быть одиноким: в результате раскопок кургана Аралтобе, что в атырауских степях, ученые под руководством Зайнуллы Самашева обнаружили останки сарматского вождя.

Сомнений, что это вождь, у археологов не возникло. Вся одежда жившего много столетий назад воина была богато инкрустирована золотыми пластинами и бляхами различной конфигурации, что сразу же позволило заявить о находке в Казахстане второго «Золотого человека». А обнаруженный рядом с воином булатный меч стал прямым доказательством того, что булатная сталь у сарматов северо-восточного Прикаспия появилась намного раньше, чем считалось, — уже в I веке нашей эры.

Могильник Аралтобе 3

Находится в Актогайском районе Карагандинской области, в 7,73 км к ССВ от с.Бегазы, в 1 км к северу от могильника Аралтобе, на плоской возвышенности. Могильник состоит из 2 курганов, диаметром 18 и 7 м, высотой 1,2 и 0,4 м, расстояние между курганами 9 м. К СВ и ЮЗ от большого кургана на расстояние 2 м находятся скопление камней, к северу расположено жертвенное сооружение. Насыпь курганов каменная. Открыт Сарыаркинской археологической экспедицией (руководитель А.З.Бейсенов) Института археологии им.А.Х.Маргулана в 2007 г.

Источники: http://karnasledie.kz; http://yznaika.com; http://www.studfiles.ru; http://www.centrasia.ru; 

http://www.unikaz.asia; http://www.silkadv.com; https://ru.wikipedia.org; 

Содержание

  1. Золотой человек. Курган аралтобе (золотой человек).
  2. Золотое сечение витрувианский человек. Золотое сечение — тайны нашего сознания?
  3. Золотой человек Аралтобе. Иссыкский золотой человек
    • Символ Казахстана
  4. Звериный стиль. Скифо-сибирский звериный стиль
  5. Четвертый золотой человек.
  6. Золотой человек где находится. Золотой человек — легендарная находка из кургана Иссык
  7. Видео Факты о ЗОЛОТОМ ЧЕЛОВЕКЕ
  8. Алтайский золотой человек

Золотой человек. Курган аралтобе (золотой человек).

Могильник аралтобе, расположенный в 65 километрах от города кульсары, жылыойского района атырауской области. Могильник исследовала экспедиция западно — казахстанского отделения института археологии имени Маргулана под руководством известного в республике археолога Зайнуллы самашева.
Золотой человек. Курган аралтобе (золотой человек).Ученые обнаружили в одном кургане останки сарматского вождя, его жены, двух лошадей, собаки, а в другом — красивейшие художественные изделия. По обнаруженным фрагментам ученые стремились воспроизвести целостную картину.
Восстановить и реконструировать оказалось возможным только останки вождя. Череп человека отправили в институт антропологии и этнологии имени миклухо-маклая в Москве. Во время археологических раскопок трех курганов в местности аралтобе жылыойского района были обнаружены: в 1-м кургане — человеческий скелет, фрагменты кинжала, колчан с более чем сотней стрел.
Во 2-м кургане найдены наконечники стрел, глиняные кувшины, бусы. Открытием для археологов была Находка железной сабли, датируемой I в. до н. э. — I в. н. э. ранее было принято считать, что она была распространена в IV — V в. в. н. э. настоящей сенсацией стало раскопанное в наполовину разграбленном 3-м кургане погребение сарматского вождя.
Сейчас эту Находку называют вторым золотым человеком в истории Казахстана. Золотые бляшки, украшавшие доспехи вождя, фрагменты посоха (асатаяка), а также находившиеся здесь же останки 2-х принесенных в жертву коней и беркута и глиняные кувшины отнесены учеными к 129 г. н. э. установлено, что это погребение сарматского вождя — военачальника, охотника.
Художник — реставратор к. Алтынбеков создал научную реконструкцию «Золотого Человека», которую передал в дар атыраускому историко — краеведческому музею. Здесь открыто захоронение, относящееся к II веку до нашей эры.
Первоначально могильник представлял собой округлое каменное сооружение высотой в два метра, диаметром около сорока метров. Круглая форма кургана свойственна культуре поклоняющихся богу солнца народностей (огнепоклонникам), что также подтверждает находящийся в центре могильника очаг со следами сильного и глубокого прокала. Верхняя часть кургана была разделена на 12 частей, а центральная — на 4 части.
По некоторым версиям, это соответствует исчислению хода времени — 12 месяцев и четыре сезона. Вся поверхность кургана защищена наклонным чешуйчатым панцирем. Концы упомянутых «Лучей» и другие элементы создавали сложную схематическую конструкцию наподобие «солнечного колеса». Вход в курган с северной стороны располагался. Сама погребальная камера изнутри была облицована камышовыми матами, укрепленными тонкими жердями.
В ней и были найдены останки мужчины средних лет и несколько обломков костей женщины. Усопшие были похоронены с особыми почестями, в богатом парадном одеянии, головами на юг. Вместе с ними в могилу были положены два коня, останки птицы, стандартный набор оружия древнего воина — меч, кинжал, копье, колчан со стрелами, а также импортный хум, кожаный сосуд и железный жезл, покрытый золотом и украшенный протомами ушастого грифона.
Обнаружены сотни золотых фигурных пластин. Ученым удалось воссоздать облик вождя. И теперь в атырауском музее особо гордятся экспозицией «Загадка Века — Золотой Человек».
После завершения всех работ в атырауском историко — краеведческом музее открыта уникальная экспозиция — «Загадка Века». Ее экспонаты — фигура золотого человека в парадном облачении с золотыми украшениями, а также старинные сосуды, макет кургана, картины с изображением воинов — сарматов. Прическа золотого человека в виде двух заплетенных кос создана на основе позднеантичных и римских источников, где упоминаются сарматы.
Золотыми фигурными пластинами украшались преимущественно погребальные костюмы кочевой элиты, царствующих персон, религиозных деятелей.

Золотое сечение витрувианский человек. Золотое сечение — тайны нашего сознания?

Хоть мы и считаем свои действия полностью осознанными, задумываясь над некоторыми повседневными поступками, можем в этом усомниться.

Так, например, представим обычную скамейку в парке, на которую мы желаем присесть. Куда мы сядем? В центре скамейки или прижмемся к краю? Почти наверняка произойдет третий вариант. Мы сядем так, чтобы соотношение образовавшихся частей скамейки было около 1,62. Так мы будем ощущать себя комфортнее, в мыслях и чувствах будет гармония. Это — тяготение человека к идеальному. Это — достигнутое золотое сечение.

Золотое сечение витрувианский человек. Золотое сечение - тайны нашего сознания?

Об идеальных пропорциях во всем, что нас окружает, много рассуждали мудрецы древности. Египтяне, индийцы, китайцы — такие разные давние цивилизации, а представления об идеале сходилось именно к золотому сечению. Греческий математик и философ Пифагор основал школу, посвященную сути золотого сечения. Даже понятия этики Аристотелем были сопоставлены с идеальной гармонией.

В Средние века на сущность идеального обратил свое внимание гениальный механик, ученый и художник Леонардо да Винчи. Золотое сечение, отображенное им во всемирно известном изображении «витрувианского человека».

Золотой человек Аралтобе. Иссыкский золотой человек

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Золотой человек Аралтобе. Иссыкский золотой человек

Парадный доспех сакского царя из золотой чешуи на кожаной основе, являющийся стилизованным доспехом катафрактия

«Золото́й челове́к» ( каз. Алтын Адам ) — условное название археологической находки, сделанной в 1969 — 1970 ггв 53,5 километрах от Алма-Aты в результате раскопок кургана Иссык на берегу реки Иссык , достигавшего высоты 6 метров, а в диаметре — 60 метров. Представляет собой останки сакского воина в золотой одежде.

Символ Казахстана

Сокровища кургана Иссык, в том числе точная копия экспонировались в Казахском музее археологии, находящемся в Алма-Ате , а теперь в Государственном музее золота и драгоценных металлов Республики Казахстан в Астане .

«Золотой человек» на крылатом барсе стал одним из национальных символов Казахстана . Копии сакского воина установлены во многих городах Казахстана, одна из них венчает монумент Независимости на главной площади Алма-Аты .

Всего в Казахстане, в результате археологических раскопок, было найдено пять захоронений с так называемым «золотым человеком»: второй «золотой человек» найден в Кургане Аралтобе, третий в Шиликтинском кургане Байгетобе, четвёртый под Астаной и пятый «золотой человек» найден в могильнике Талды Каркаралинского района.

Звериный стиль. Скифо-сибирский звериный стиль

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Скифо-сибирский звериный стиль — особая манера исполнения изображений животных , широко представленная в культурах позднего бронзового и раннего железного века евразийских степей, включая и территорию Южной Сибири .

Появление в Центральной Азии скифо-сибирского звериного стиля связано с памятниками карасукской культуры (XIII—IX вв. до н.э.) (см. ), его расцвет с тагарской культурой (IX—III вв. до н.э.).

Звериный стиль. Скифо-сибирский звериный стиль

Космический олень

Этот стиль представлен изображениями на скалах ( петроглифы ) и находками в погребениях. Объектом для изображения являются три группы животных:

  • копытные ( кабан , лось , олень , горный баран , лошадь ),
  • хищники (кошачьи, волки )
  • птицы
  • фантастические животные

Для скифского звериного стиля характерен строго ограниченный набор канонических поз животных. В качестве образцов, определяющих его специфику, исследователи приводят изображения свернувшегося кошачьего хищника, оленя с подогнутыми ногами и откинутыми на спину рогами, копытных животных, стоящих на кончиках копыт («на цыпочках»). Общепризнанным среди исследователей является утверждение о сакральном значении этих образов, поскольку подавляющая часть известных вещей, выполненных в скифском зверином стиле, найдена в погребениях и связана с погребальными и поминальными культами. Образы скифо-сибирского искусства (олень, горный баран, сцены борьбы и др.) несли в себе идеи, понятные всему обществу, они одновременно лаконичны и многозначны. Наиболее выразительными образцами стиля в памятниках тагарской культуры являются изображения следующих животных: фигурок баранов (на колоколовидных навершиях, «штандартах — факельницах», на рукоятках ножей и обушках чеканов), оленные бляхи, скульптурки оленей, помещенные на обушках чеканов и ножей , иногда на зеркалах. Образ свернувшегося кошачьего хищника в памятниках тагарской культуры встречается редко.

Звериный стиль. Скифо-сибирский звериный стиль

Свернувшийся барс

Наибольшие споры среди ученых (археологов, историков, искусствоведов) вызывает вопрос о смысловом значении скифо-сибирского изобразительного канона. Высказаны различные точки зрения, порой противоположные. В свернувшемся кошачьем хищнике видели и спящее животное, и отражение некой идеальной формы и именно этим объясняли подобную его каноническую позу. В олене с подогнутыми ногами предполагали лежащее животное, приготовленное к жертве. Трактуется образ оленя и как воплощение определенных представлений людей тагарской культуры об окружающем мире — о происхождении людей и всей вселенной, идея культа солнечного божества (олень — золотые рога) — источника света и жизни на земле. Весьма вероятно, что в основных канонических образах стиля, через удачно найденные художественные приемы, передано двоякое состояние животных: с одной стороны, движение , экспрессия , а с другой, гармония и уравновешенность. Именно так в изобразительных традициях стиля было передано, как считает Е.Д. Паульс, осознанное людьми единство противоположных начал — жизни и смерти, одновременно преодоление смерти.

Четвертый золотой человек.

2003 году для истории Казахстана, и в частности для меня, было знаменательное открытие — был найден Третий Золотой Человек. Да, в Казахстане уже найдены 3 Золотых человека: первый в 1969-70 гг. в…

2003 году для истории Казахстана, и в частности для меня, было знаменательное открытие — был найден Третий Золотой Человек . Да, в Казахстане уже найдены 3 Золотых человека: первый в 1969-70 гг. в Иссыке, второй в 1999 году в Аралтобе, и третий в 2003 году в Шиликти.

К сожалению не могу не отметить что не все в курсе этого, что расстраивает, и этот эффект увеличивается от того что я сын одного из тех археологов руководивших ту экспедицию и от того факта что я сам был на этих раскопках.

Ну да ладно, сегодня я бы хотел бы поделится фотографиями нескольких находок из кургана Байгетобе, Шиликти. Сразу хотелось бы сказать что пост НЕ копипаст, ибо нигде в сети вы не найдете подобное (возможно один или два изображения низкого качества)… Итак, не буду вас томить:

1) Грифон —  очень красивый силуэт грифона или беркута…Если приглядеться можно увидеть клюв, шею, крылья, а самые  наблюдательные смогут увидеть змею кусающую шею птицы. По словам историков изделие символизирует вечную борьбу между небом и землей.

Четвертый золотой человек.

2) Оленьи — оленьи, чьи рога символизируют дерево жизни… Вообще, изделие очень красивое и мастерски сделано, так как можно не затрудняясь увидеть эмоции, такие как страх…

Четвертый золотой человек.

3) Звезда — одна из самых уникальных находок. Изделие подобное этому сделать очень трудно, не говоря уже о том что синий в природе встречается крайне редко. Звезда сделана из кости, лазурита и золота высокой пробы.

Четвертый золотой человек.

4) Волчонок или медвежонок — детеныш зверья. Как вы думаете какого? Забыл написать до, что голубой камень это — бирюза.

Четвертый золотой человек.

5) Маска — мое любимое изделие, так как в одном изделий можно увидеть сразу 3 образа: первый образ — маска, второй — птица, третий — головы таутеке (кстати если приглядется можно заметить что их рога поделены на сем частей)…

Четвертый золотой человек.

6) Общий вид на некоторое количество находок…

Четвертый золотой человек.

К сожалению из за того что курган был когда-то частично разграблен никто не знает как на самом деле выглядела одежда 3 Золотого человека. Были сделаны несколько реконструкций, которых я к сожалению не могу показать, ибо незаконно.

Золотой человек где находится. Золотой человек — легендарная находка из кургана Иссык

Адрес: Казахстан, Астана, Государственный музей золота и драгоценных металлов
Координаты: 51°09’25.2″N 71°25’52.4″E

В 50 км к востоку от Алма-Аты находится грандиозный курганный комплекс, состоящий из 45 земляных пирамид высотой от 4 до 15 метров. Большинство могильников воры разграбили ещё в древности, но боковая гробница кургана Иссык оставалась нетронутой до 1969 года, пока казахские учёные не приступили к её изучению.

Золотой человек где находится. Золотой человек - легендарная находка из кургана Иссык

Археологические раскопки длились около года. Напоследок археолог Бекен Нурмуханбетов решил исследовать ровное место в 10 метрах от центрального погребения. В гробнице, вырубленной из вековой тянь-шанской ели, были обнаружены останки сакского вождя и более 4000 золотых украшений. Археологическая находка вошла в историю под названием «Золотой человек из кургана Иссык» . Научный руководитель экспедиции Кемаль Акишев был признан первооткрывателем гробницы, а Бекен Нурмуханбетов, работавший в то время лишь младшим научным сотрудником, оставался в тени славы своего наставника. Археологи допустили роковую ошибку, не пригласив антрополога для анализа останков сразу после их изъятия. Кости, сложенные в отдельную коробку, начали быстро разрушаться. Сейчас невозможно провести генетическую экспертизу, так как утрачены сами останки. По одной из версий, виновником утраты является антрополог Омурзак Исмагулов, который взял кости для анализа, но потерял их, кочуя со своей лабораторией. Установить пол погребённого не представляется возможным, и по сей день не смолкают споры о том, кем был «Золотой человек» — мужчиной или женщиной. Руководитель раскопок Кемаль Акишев, исследовав лобные кости и челюсти, утверждает, что в гробнице похоронен юноша 18 — 20 лет. По мнению Акишева, крупная нижняя челюсть с тонким челюстным суставом типична для мужчины, но не для девушки. Однако шёлковая сумочка-косметичка, содержащая бронзовое зеркало и красную охру, ставит под сомнение версию о том, что это был юноша. Меч и кинжал, найденные рядом с погребённым, встречаются в могилах сакских и сарматских женщин, которые подобно амазонкам, воевали, ездили верхом и стреляли из лука.

Видео Факты о ЗОЛОТОМ ЧЕЛОВЕКЕ

Алтайский золотой человек

Алтайский золотой человек  — погребение, датируемое 4-3 веками до н. э., найденное сотрудником Института археологии и этнографиина территорииАлтайского края (Россия).

Захоронение «золотого человека» IV—III вв. до н. э. обнаружено в 1995 г. на могильнике Локоть-4а (курган № 9), располагавшемся на правобережье р. Алей в остепнённой южной части Алтайского края (Локтевский район) примерно в 25 км от границы с Казахстаном. Большинство курганных насыпей (диаметр от 7 м до 19 м) из рваного камня были полностью или частично разрушены грабителями 200—250 лет тому назад, а также строительными работами в XX в. Тем не менее, там было получено большое количество замечательных находок, в том числе «позолоченное» импортное индийское зеркало-погремушка с изображениями мифических женщин, ланей и лотосов, а также оружие, детали воинских поясов и большое количество изделий из золота. По всем данным, на могильнике погребали представителей знатного рода, имевшего тесные связи со скифоидными племенами кочевых саков казахстанских степей, каменской и пазырыкской археологических культур Приобья и Горного Алтая. Вероятно, некоторые из умерших мужчин и женщин данного рода выполняли жреческие функции. В трёх могилах головные уборы, куртки, штаны и сапоги умерших мужчин украшались различными изделиями, вырезанными из толстой золотой фольги, но только одна из боковых могил в кургане № 9 не была замечена грабителями. В ней сохранился костяк молодого человека европеоидного типа 23-27 лет, головной убор которого украшали 119 золотых трубочек, пластин и объёмных изображений в зверином стиле. В левом ухе находилась замечательная серьга с золотой зернью. Куртка, лампасы штанов и сапоги украшались в определённом порядке 1609 золотыми квадратиками и прямоугольниками. На поясе с двумя крытыми золотом бляхами подвешивался колчан с одной символической стрелой, обёрнутой золотой фольгой. Подобный, но более богато украшенный цельнолитыми золотыми изделиями костюм был найден в сакском «царском» кургане Иссык IV в. до н. э. близ города Алматы. Интересно, что этот всемирно известный иссыкский «золотой человек», живший в примерно в 1000 км южней, также был молодым европеоидом (16-18 лет) невысокого роста (около 165 см), не отличался мощным сложением, и был также погребён в боковой могиле. Раскопки в Локте-4а ещё раз подтвердили наличие тесных связей между степными кочевниками от оазисов Средней Азии до Алтая и Приобья в скифское время. Проведённые через 15 лет новые исследования погребений III в. до н. э. высшей элиты «локтевцев» у с. Бугры, находящегося в 15 км от могильника Локоть-4а, выявили престижные лаковые и серебряные изделия из Китая, что расширяет географию их связей далеко на восток.

Курган Иссык

Про «Золотого человека» знают все. Он стал одним из символов Казахстана, про него пишут в школьных учебниках . Когда в 1969 году алматинские археологи возле города Иссык обнаружили чудом уцелевшее от разграбления захоронение юноши сакского периода, это было сенсацией. Но надо знать и об открытых раньше Пазырыкских, Шиликтинских курганах. А за последние десятилетия в разных частях Казахстана было найдено еще несколько захоронений с утварью, оружием, золотыми украшениями, и теперь у нас есть не только еще несколько «золотых мужчин», но и  «золотая женщина» из могильника Таксай, и 17-летний сакский  царевич из Елеке-Сазы. Я расскажу о самых известных казахстанских курганах. В конце есть ссылка на презентацию, которую вы можете посмотреть или скачать.

Щелкните по нужной вам строчке содержания и вы перейдете на соответствующую главу.

Содержание

    1. Берельские и Пазырыкские курганы Алтая. В. Радлов 
    2. Курганы Шиликтинской долины  
    3. Могила 17-летнего сакского царевича «Елеке сазы» 
    4. Открытие кургана Иссык. Золотой человек.  Академик Акишев.
    5. Звериный стиль. Символика сакских узоров.
    6. Курганы Аралтобе, Таксай, Талды

Берельские Курганы Алтая В. Радлов  

Надо сказать, открытия первых курганов на территории Казахстана началась еще в середине XIX века. Тогда исследованием Алтая занялся замечательный человек — Василий Васильевич Радлов. Настоящее его имя было Фридрих Вильгельм Радлофф. Учась в Берлинском университете, он увлекся востоком, а конкретнее, кочевыми народами степи. Ради этого он выучил русский язык, приехал в Петербург, мечтая принять участие к научной экспедиции. Но ему предложили занять должность учителя немецкого и латинского языка в Барнаульском горном училище.

Подумать только — известная в научных кругах Германии личность, преподает мальчишкам языки в захолустном русском городе. Каким надо быть энтузиастом, чтоб радоваться такому назначению! Правда, он поставил условие, что во время летних каникул ему будет предоставлена возможность путешествовать по Алтаю. Для этой цели от правительства России ему было выделено 700 рублей в год. Дневники путешествий  Радлова по Алтаю читаются как увлекательный роман. Описание природы сменяется рассказом о нравах местных жителей. Взгляд Радлова удивительно доброжелателен. В его отзывах нет снисходительности и высокомерия. Он будет записывать легенды алтайских казахов, присутствовать при камлании шаманов. Кроме исследований языка и фольклора Василий Васильевич будет заниматься археологическими раскопками.

В 1865 году Радлов открыл курган № 1, названый «Большим Берельским курганом». Там было обнаружено захоронение знатного мужчины. В той же могиле были похоронены 17 лошадей.

Курганы

Потом в 1929 году экспедицией академика  С. И. Руденко  недалеко от Береля были  обнаружены усыпальницы пазырыкских вождей. Могильники Пазырыка относят к V-IV  вв. до н. э. Находки, обнаруженные там, были уникальны, потому что сохранились не только скелеты, посуда и металлические изделия, но и такни, фрагменты кожи. Высокая сохранность стала возможна благодаря тому, что древние люди владели умением создавать в могильниках вечную мерзлоту. Во врем раскопок археологи смогли проследить, как они это делали. Могилу, где в выдолбленной колоде лежал умерший, сверху закрывали берестяными полотнами, ветками, заваливали стволами лиственницы до верха ямы, потом засыпали землей, а сверху наваливали камни. Вода, проникавшая в могилу, превращалась в лед и благодаря теплоизоляционным слоям он не таял. Во время раскопок археологи поначалу лили кипяток, чтоб растопить его.

Курганы Казахстана

Археологи обнаружили сохранившиеся гобелены и войлочные ковры, на которых изображались люди и сказочные звери, например, крылатое существо с головой человека, рогами и оленя и туловищем льва, седельные покрышки, украшенные аппликацией Сохранилась даже татуировка, нанесенная на тело вождя с изображением фантастических существ (см. ил.). Благодаря этим раскопкам мы знаем, как одевались люди древнего Алтая.  Женщины носили  кожаные шубы на беличьем меху, мужчины — штаны, сшитые из кусочков кожи, меховые или войлочные кафтаны, кожаные сапоги на мягкой подошве. Все находки хранятся в Эрмитаже.

Алтай курганы

С тех пор раскопки на Алтае велись постоянно. Всемирно известным комплекс захоронений на Алтае близ села Берел стал в 1999-99 годах, когда археологи Казахстана под руководством Зейноллы Самашева изучали Берельский курган №11. Чем удивительны алтайские курганы? Люди, жившие там в 5-4 веках до н.э., умели в могилах искусственно создавать вечную мерзлоту, поэтому предметы, найденные там, очень хорошо сохранились, причем, не только металлические, но и деревянные. Так, до нас дошли позолоченные рога из дерева, которым были украшены головы лошадей. В некоторых могилах сохранились не только кости скелета, но и фрагменты кожи. Ученые даже смогли понять, чем питались кони. Они восстановили их внешний вид.

Курган №11 Берел

В витрине мы видим фрагменты украшений, сделанных из дерева и обернутых в золотую фольгу. Есть изображения птицы Самрук, той, что живет на Мировом дереве. Кстати, по более поздним, уже тюркским преданиям, дерево это растет на самой высокой горе Алтая.

В кургане № 11 обнаружили могилу царя и царицы. Они лежали в колоде, выдолбленной из лиственницы. По углам ее крышки — позолоченные изображения орлов. Любопытно, что на черепе мужчины видны следы трепанации. Что это значит? Вскрывали ему череп после смерти или пытались делать операцию? А что, говорят, древние египтяне умели делать операции на головном мозге.

Могила была частично разграблена, но сохранились деревянные таблички с рисунками, войлочная ткань и останки тринадцати рыжих коней со сбруей. Среди изображений — загадочные тигрогрифоны с птичьим клювом, рогами, туловищем зверя.  Этим изображением украшали только предметы, необходимые мужчине-воину.   

Шиликтинская (Чиликтинская) долина

В 2003 году было снова сделано важное открытие на Алтае. В Зайсанском районе есть Шиликтинская  (Чиликтинская) долина, известная своими курганами. Когда группа археологов Абдеша Толеубаева вскрыла самый большой из них, который сегодня называют Байгетобе, то обнаружили захоронение, которое было частично разграблено. Однако то, что удалось найти, позволило предположить, что здесь похоронен царь. Его называют Шиликтинский (Чиликтинский) золотой человек. Причем считается, что это самое старое из известных захоронений. Возможно, VII век до н.э.

Курганы Казахстана

Голова оленя с ветвистыми рогами — пожалуй, наиболее распространенное изображение из сакских курганов. Говорят, слово «сака» означает «олень», так что это, очевидно, их племенной тотем. Кроме того, ветвистые рога оленя связывают с Мировым деревом. Радлов в своих исследованиях о камлании шаманов у алтайцев пишет о том, что шаман поднимается в верхний мир по ветвям этого дерева. С деревом оленей сближали не только ветвистые рога, но и то, что время от времени они их сбрасывают и потом вырастают новые. Оленей почитали и гунны, тоже кочевники, выходцы из Центральной Азии. Они считали , что эти животные помогают путникам находить дорогу. Еще о символическом значении находок сакских курганов можно прочесть в разделе Звериный стиль. Символика сакских узоров 

Могила 17- летнего сакского царевича Елеке сазы 

В 2018 году в  Тарбагатайских горах Восточно- Казахстанской области  во время раскопок кургана «Елеке сазы» археологами, которыми руководил  Зайнолла Самашев, было найдено захоронение юноши 17-18 лет. Археологи считают, что жил он в 8-7 веках до н.э, то есть в ранний сакский период.  При юноше нашли золотой колчан, кинжал, на шее – гривна из золота в виде обруча. Кинжал вставлен в золотые ножны в форме рыбы.  Рядом лежало множество бляшек в виде головы оленя, барса и т д. Были найдены и крохотные золотые бусинки, каждая диаметром меньше милиметра с отверстием. Одни полагают, что  ими была украшена его обувь, другие — что полы одежды.

царевич из кургана Елеке-Сазы

Все эти предметы свидетельствуют о высоком положении юноши, который скорее всего принадлежал к царскому роду. По черепу установили, что он имел в основном европеоидные черты с небольшой примесью монголоидности. Как и могила Золотого человека из кургана Иссык, захоронение 17-летнего царевича из кургана Елеке Сазы не подверглось разграблению. Предметы лежат вдоль тела так, как  они располагались сначала,  так что можно довольно точно судить о  том, как он был одет. Если Золотой человек из кургана Иссык был убит, то юноша из Елеке Сазы умер не насильственгой смертью. Ученые считают, что после смерти его подвергли мумификации, очевидно, чтоб все могли с ним проститься.  Так как кости хорошо сохранились, стало возможным сделать анализ ДНК. 

Курган Иссык. Золотой человек.

К началу XXI века было сделано немало открытий и в других районах Казахстана. Первым был, действительно, золотой человек из кургана Иссык. Его обнаружению помог случай. Возле города Иссык строили автобазу. Так как на месте стройки были курганы, нужно было разрешение археологов. Ученые еще раньше исследовали эти места и нашли разграбленное захоронение. Говорят, они уже разрешили технике работать, но вдруг бульдозер снял слой земли, и под ним обнаружился вход в не замеченную прежде погребальную камеру. В ней нашли скелет юноши 17-18 лет, усыпанный золотыми бляшками. Череп пострадал при раскопках, а потом и вовсе был утерян. Ученые говорят, что если бы был череп и хотя бы один зуб, это был бы убедительный материал для генетической экспертизы, и мы бы точно знали пол, национальность, цвет глаз, волос, причину смерти. А пока обо всем этом можно только гадать.

Открытие иссыкского кургана обычно связывают с именем Кемаля Акишева. Он был в то время заведующим отдела археологии в Институте истории, археологии и этнографии при Академии наук КазССР.  Кстати, экспедиция под его руководством работала и в окрестностях Степногорска. Об этом можно узнать, пройдя по ссылке.  Но возле Иссыка вел раскопки начальник иссыкского  археологического отряда Бекмуханбет Нурмуханбетов.

Потом посчитали, что в могиле было больше 4 000 золотых предметов. Там был меч, скифский кинжал, серебряная чаша, украшенная неизвестными письменами. Есть разные версии о том, на каком языке сделана надпись: на одном из иранских наречий или древнетюркском. Были попытки расшифровать ее, но на одна не признана наукой. Первую версию предложил Олжас Сулейменов который прочел текст справа налево. Вот что у него получилось: «СЫН ХАНА В ДВАДЦАТЬ ТРИ (ГОДА) УМЕР. ИМЯ И СЛАВА (НАРОДА) ИССЯКЛИ». Чашу относят к V веку до н.э.

Золотой человек

У левой руки – стрела с позолоченным наконечником. В обшитой золотом кожаной сумочке – бронзовое зеркало и кусочек охры.  Каждый предмет имел символическое значение. Это было важно, т. к.  юноша, скорее всего, был царского рода, и в нем видели не только земного, но и небесного царя. Он должен был осуществлять связь земного мира с верхним.  После завершения раскопок К. Акишев и реставратор В. И. Садомсков задумали из разрозненных фрагментов восстановить костюм юноши. То есть сначала им просто надоело все время вытаскивать и показывать свои находки, да и не полезно это для древних предметов. Решили сделать  их копии.

Казахстан археологи

А потом стало любопытно: как это все выглядело в древности. Говорят, первую реконструкцию они делали за свои деньги: покупали материалы, реактивы, ткань. Сделали копии всех украшений, покрыли их тонким слоем золота гальваническим способом. На это ушло 3 года, а после этого «Золотой человек» побывал на многих выставках в Казахстане и за рубежом. Позднее было сделано еще несколько копий.

Одна из них выставлялась в ЮНЕСКО. Где сегодня находится Золотой человек? Его скелет в 2014 году обнаружили в Казахском институте судмедэкс­пертизы,  теперь он в Музее-запведнике «Иссык«. А где золото? В интернете пишут по-разному. Говорят, сначала его хранили в Академии Наук, потом создали Музей драгоценных металлов, одно время он даже был во Дворце Независимости. Но сейчас, вроде, хранится в Национальном музее РК в Нур-Султане. По крайней мере, там под стеклом лежат позолоченные детали его одежды и головного убора. Хотя на вид они такие новенькие…

Звериный стиль. Символика сакских узоров

Иссыкский курган дает нам представление о так называемом зверином стиле, главным достижении культуры эпохи железа. Речь идет о тех маленьких, искусно сделанных фигурках животных, которые нашиты на костюм, шапку, украшают оружие.  Большая часть фигурок сделана из дерева и лишь покрыта тонкой золотой фольгой. Кочевники не могли иметь много вещей, но старались, чтоб те немногие, что у них были, несли и эстетическую, и сакральную функции. Каждая фигурка имела определенный символический смысл. В могиле Золотого человека был найден кинжал, украшенный грифоном. Грифон – символ верховной власти. Это то мистическое животное, которое может существовать в трех мирах.…О грифах писали еще греки: «Имеется и золото в Индийской земле, которое, однако, не в реках разыскивают и промывают, но в обширных и громадных горах, в которых обитают грифы, четвероногие птицы, величиной с волка, с ногами и когтями как у льва. Перья у них на всем теле — чёрные, а на груди — красные. Из-за них-то обильное в тех краях золото и добывается с трудом». Образ грифа, стерегущего золото, у греков был связан со степными кочевниками. Это один из важных элементов символики сакских узоров.
У греков и персов упоминаются разные группы саков. Те, что жили на Тянь-Шане, назывались саки-тиграхауда, «в остроконечных шапках».  Как раз к этому племени саков относят юношу из сакского кургана,  на это указывает его головной убор. Шапка украшена тулпарами, крылатыми конями, 4-мя стрелами, что, как считают, говорит о принадлежности юноши к высшей знати. Наверху — архар, а сзади — дерево с птицей.

Архар — один из символов солнца. Крылатые кони — тулпары тоже связаны с культом солнца. Кстати, ведь у самых разных народов солнце поднимается на небо на золотой колеснице, которую везут кони. Коней с птицами сравнивали древние иранцы. А у тюрков было предание, что тулпары прилетают с неба, когда в мир приходит богатырь. А еще они верили, что у некоторых кобылиц рождаются крылатые жеребята. Чтоб не повредить крылья, матери разрезали живот.  Сзади шапку украшает дерево и птица на нем.

Мировое дерево — Байтерек, занимало важное место в символике степных народов. На нем жила птица, Самрук, а внизу- дракон, который поднимался по стволу и съедал птенцов. Не случайно, что эти изображения, а также птицы на дереве и барс на горе нашиты на шапку — все они связаны с высшим миром. А есть еще средний мир — там, где мы живем. Там другие животные, они нашиты на куртку золотого человека. На поясе изображение лосей. Одно из любимых изображений — олень. Полагали, что это животное — тотем саков. По отворотам — головы тигров.

Хищник и травоядное животное в фигурках звериного стиля часто изображены в единоборстве, что символизировало борьбу жизни и смерти. Где находятся подлинные фрагменты костюма золотого человека? Одни пишут, что в Музее Искусства РК, другие — что в Государственном музее золота и драгоценных металлов.

Вопросы викторины о Золотом человеке и зверином стиле вы найдете, пройды по ссылке: Наша степь — родина яблок, тюльпанов и других очень важных вещей.

Курганы Аралтобе, Таксай.

В 1999 году «золотых людей» нашли уже в Западном Казахстане в 65 километрах от города Кульсары. Это место называется курган Аралтобе. Время его создания относят ко II веку до н. э. Там работала археологическая экспедиция под руководством Зайнуллы Самашева. Считается, что в Аралтобе похоронен сарматский вождь и его жена. Сарматы —  кочевой воинственный народ, о котором ходит много легенд. Геродот писал, что они произошли от брака скифов и амазонок. Говорят, статус женщин у этого народа был очень высок. Они носили мужской костюм, владели оружием. Утверждали, что девушка не может выйти замуж, пока не убьет врага. Территория где жили сарматские племена, занимала часть Евразии от Средней Азии до Балкан,  их следы находят в Испании и даже в Англии. Многие нарды считают их своими предками: осетины, почему-то поляки утверждают, что произошли от сарматов.

Могильник  Аралтобе представлял собой круглое помещение, в центре  — очаг , можно судить, что в нем было мощное пламя. Это не случайно, ведь сарматы поклонялись огню, верили в его очистительную силу. Могила несколько раз была ограблена. Но археологам все же досталось более 300 золотых бляшек, наконечники стрел, фрагменты железного посоха. Сохранился и скелет беркута, полагают, он был священной птицей племени. По итогам раскопок восстановили образ мужчины. Реконструкция вождя из Аралтобе находится в Атырауском историко-краеведческом музее.

Курганы Талды, Аралтобе

А в 2012 году нашли и женское захоронение. У археологов это называется могильник Таксай. Кроме обычных украшений там было бронзовое зеркало, ученые полагают, что оно имело ритуальный характер, а женщина была жрицей. Облик женщины реконструировали.

У ее ног зеркало. Может, она все же была просто модница? Кстати, в кургане Иссык тоже нашли зеркало, что дало повод некоторым ученым предполагать, что там тоже женщина похоронена. Пол «золотого человека», вроде, никто уверенно определить не может. Честно говоря, разбираясь с курганами, я запуталась, сколько же у нас золотых людей. В 2010 году в Карагандинской области раскопали могильник Талды II, один из 7 курганов, как считают, V века до н.э. Грабители там побывали, как полагают археологи, не один раз. Но, судя по тому, что дошло до нас, это была могила очень знатного человека. Изделия сделаны из золота высокой пробы.

Больше иллюстраций о курганах вы можете посмотреть в презентации, пройдя по ссылке:

https://drive.google.com/file/d/12Ch-gctXN2a_tbQc47dGJE9TQv8pywFZ/view?usp=sharing

Посещение археологических памятников в Атырауской области.

«Богатыми следует считать разумных, здоровых и живущих без страха, довольных своею жизнью, друзей судьбы (т. е. счастливых), имеющих добрую славу, уповающих на единственно чистую, добрую веру маздаяснийскую (т. е. зороастрийскую) и тех, чье богатство праведное. Не имеющих этих достоинств, следует считать бедными»

Из книги Авеста.

Поездка на курган Аралтобе из Кульсары.

Могильник Аралтобе, расположенный в 65 километрах от города Кульсары, Жылыойского района Атырауской области. Могильник исследовала экспедиция Западно-Казахстанского отделения Института археологии имени Маргулана под руководством известного в республике археолога Зайнуллы Самашева.
Ученые обнаружили в одном кургане останки сарматского вождя, его жены, двух лошадей, собаки, а в другом – красивейшие художественные изделия.
По обнаруженным фрагментам ученые стремились воспроизвести целостную картину. 
Восстановить и реконструировать оказалось возможным только останки вождя. Череп человека отправили в Институт антропологии и этнологии имени Миклухо-Маклая в Москве.
Во время археологических раскопок трех курганов в местности Аралтобе Жылыойского района были обнаружены: в 1-м кургане – человеческий скелет, фрагменты кинжала, колчан с более чем сотней стрел.
Во 2-м кургане найдены наконечники стрел, глиняные кувшины, бусы. Открытием для археологов была находка железной сабли, датируемой I в. до н. э.- I в. н. э.
Ранее было принято считать, что она была распространена в IV — V в.в. н.э. Настоящей сенсацией стало раскопанное в наполовину разграбленном 3-м кургане погребение сарматского вождя. 
Сейчас эту находку называют вторым Золотым человеком в истории Казахстана. Золотые бляшки, украшавшие доспехи вождя, фрагменты посоха (асатаяка), а также находившиеся здесь же останки 2-х принесенных в жертву коней и беркута и глиняные кувшины отнесены учеными к 129 г. н. э.
Установлено, что это погребение сарматского вождя – военачальника, охотника. 
Художник-реставратор К. Алтынбеков создал научную реконструкцию «Золотого человека», которую передал в дар Атыраускому историко-краеведческому музею.
Первоначально могильник представлял собой округлое каменное сооружение высотой в два метра, диаметром около сорока метров. Круглая форма кургана свойственна культуре поклоняющихся богу солнца народностей (огнепоклонникам), что также подтверждает находящийся в центре могильника очаг со следами сильного и глубокого прокала. Верхняя часть кургана была разделена на 12 частей, а центральная – на 4 части.
По некоторым версиям, это соответствует исчислению хода времени – 12 месяцев и четыре сезона. Вся поверхность кургана защищена наклонным чешуйчатым панцирем. Концы упомянутых «лучей» и другие элементы создавали сложную схематическую конструкцию наподобие «солнечного колеса». Вход в курган располагался с северной стороны.
Сама погребальная камера изнутри была облицована камышовыми матами, укрепленными тонкими жердями. В ней и были найдены останки мужчины средних лет и несколько обломков костей женщины. Усопшие были похоронены с особыми почестями, в богатом парадном одеянии, головами на юг.
Вместе с ними в могилу были положены два коня, останки птицы, стандартный набор оружия древнего воина – меч, кинжал, копье, колчан со стрелами, а также импортный хум, кожаный сосуд и железный жезл, покрытый золотом и украшенный протомами ушастого грифона.
Обнаружены сотни золотых фигурных пластин. Ученым удалось воссоздать облик вождя. И теперь в Атырауском музее особо гордятся экспозицией «Загадка века – Золотой человек».
После завершения всех работ в Атырауском историко-краеведческом музее открыта уникальная экспозиция – «Загадка века». Ее экспонаты – фигура Золотого человека в парадном облачении с золотыми украшениями, а также старинные сосуды, макет кургана, картины с изображением воинов-сарматов. Прическа Золотого человека в виде двух заплетенных кос создана на основе позднеантичных и римских источников, где упоминаются сарматы.
Золотыми фигурными пластинами украшались преимущественно погребальные костюмы кочевой элиты, царствующих персон, религиозных деятелей.

Курган Аралтобе.1.	Реконструкция костюма и оружия сарматского вождя, останки которого найдены в 1999 году в кургане Аралтобе Жалыойского Атырайской области. II век до н.э. Научная реконструкция: руководитель Западно-Казахстанской экспедиции Зайнолла Самашев. Исполнитель: реставратор Кырым Алтынбеков.Курган Аралтобе.Курган Аралтобе.

Источники:
Светлана Новак. Атырау. https://www.caravan.kz/gazeta/sokrovishha-sarmatov-53777/

Фотографии
Александра Петрова из краеведческого  музея города Атырау.

«Алтын Адам» не единственная «золотая» находка казахстанских археологов. 

В Национальном музее Астаны можно увидеть сразу четырех «золотых» представителей древнего Казахстана.

Самым известным является иссыкский «Золотой воин», ставший уже национальным символом страны. Одна из копий которого венчает монумент Независимости на главной площади Алматы.

К слову, останки сакского человека были найдены группой казахстанских археологов во главе с Кемелем Абишевым в результате раскопок кургана Иссык в 53 км от Алматы. Находка, датирующаяся 1969-1970 годами, изначально экспонировалась в алматинском Казахском музее археологии, но позже была перевезена в столичный Государственный музей золота и драгоценных металлов. Одна из копий находится в Национальном музее столицы, еще одна находится здании ООН в Нью-Йорке.

Четыре стрелы на 80-сантиметровом головном уборе означают четыре стороны света и являются знаком правления, тулпары с крыльями и большими козлиными рогами считаются символом слияния образов солнечного божества и родового тотема, а крылья означают символ верховной власти. Костюм воина был выполнен из красной замши, где цвет символизировал воинственность. Доказано, что «золотой человек» умер от удара клинком в спину. А разбитый череп – это следствие падения бревна тянь-шаньской ели, которой была накрыта погребальная камера.

Второй «золотой человек» – сарматский вождь был найден в кургане Аралтобе в 65 км от города Кульсары Жылыойского района Атырауской области вместе со скелетом женщины, двух лошадей и собаки. Находка была сделана в 1999 году археологами Западно — Казахстанского отделения Института имени Маргулана под руководством Зайнуллы Самашева.

Вместе с вождем были обнаружены останки женщины, двух лошадей и собаки, однако воссоздать удалось только мужчину. О его принадлежности к знатному роду свидетельствовали сотни золотых ромбовидных, круглых, рамчатых и змеевидных бляшек с изображениями зооморфных существ, а также наконечники стрел, плохо сохранившиеся булатный меч и царский жезл. Считается, что в тот период золотыми фигурными пластинами украшались преимущественно погребальные костюмы кочевой элиты, царствующих персон или религиозных деятелей. К слову, при реконструкции костюма вождя был взят во внимание факт, что конные кочевники евразийских степей от Ордоса до Причерноморья носили короткие кожаные кафтаны туникообразного покроя. «Золотого вождя» можно увидеть не только в Атырауском краеведческом музее, но и в Национальном музее Астаны.

Третьим «золотым» представителем древнего Казахстана стал шиликтинский «Золотой человек». Он старше Иссыкского «Золотого воина» на 400 лет. Захоронение, датируемое VIII веком до нашей эры, было найдено в 2004 году в Шиликтинском кургане Байгетобе экспедицией под руководством Абдеша Толеубаева.

Деревянная гробница была спрятана в каменном кургане в виде усеченной пирамиды, покрытом слоем земли. Внутри гробницы было обнаружено 4303 золотых изделия, в том числе уникальные золотые бляхи в виде золотого архара, а также стилизованы под орлов, медведей и барсов. Также археологи нашли пятиконечную звезду, инкрустированную лазуритом. Отличительная особенность этих изделий в том, что они были сделаны методом литья, в то время как украшения иссыкского «Золотого человека» изготовлены из листового золота методом штамповки и чеканки. К слову, шиликтинского «Золотого человека» можно увидеть в Национальном музее столицы.

Четвертая находка была сделана в Западном Казахстане пять лет назад. На территории Теректинского района местными археологами под руководством Марата Сдыкова было обнаружено уникальное захоронение знатной женщины, жившей в V-III веке до нашей эры. Возраст женщины ученые определить не смогли, но предположили, что Таксайская («золотая») принцесса жила приблизительно в одно время с принцессой Укока – девушкой, захоронение которой было обнаружено на высокогорном плато Укок в Горном Алтае на 20 лет раньше – в 1993 году.

Обе они были представительницами родственных скифских культур – сакской и пазырыкской. К слову, районы, где обнаружены принцессы, являются частью Алтайской горной системы, которая расположена на территории России, Казахстана, Монголии и Китая. Ранее эта территория границами разделена не была и представляла собой единое культурное пространство.

Реконструкцией костюма «золотой» женщины занимался известный реставратор Крым Алтынбеков. На верхнюю часть платья он нашил золотые бляшки четырех видов разной геометрической формы с изображением грифо-баранов, баранов, грифонов и свастиковидные бляшки. А на рукава – подвески из волчьих клыков в золотой оправе. Из найденных вместе с принцессой 80 золотых украшений самым ценным считается гребень с изображением батальной сцены того периода между сарматами и персами. К слову, воссозданная принцесса экспонирована в Национальном музее.

Пятая «золотая» находка Казахстана был сделана в 2010 году карагандинскими археологами в 300 км от Караганды – в могильнике «Талды» Каркаралинского района. Захоронению, по данным ученых, больше 2,5 лет. А найденному «Золотому человеку» Сары-Арки предположительно 40 лет, и был он вождем одного из сакских племен.

Несмотря на то, что курган трижды был разграблен, при раскопках удалось найти золотые украшения в виде противопоставленных голов двух горных козлов, шеи которых книзу оформлены как крылья птицы, имеющей голову в нижней части, золотые ажурные украшения в виде фигуры грифа с головой, повернутой вбок и прижатой к туловищу, округлую бляшку в виде фигуры свернувшегося кошачьего хищника, золотые украшения в виде зерна злака, с припаянной петелькой, золотые украшения – пронизи в виде рифленой трубочки, мелкие золотые украшения – в виде бляшки с петелькой, кольца. Всего найдено украшений в количестве 42 штук.

Алина Альбекова

Telegram

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM
Узнавайте о новостях первыми

Подписаться

В Костанай привезли «Золотого человека» из столицы

Выставка, которая представлена множеством экспонатов скифо-сакского периода, открылась  в областном историко-краеведческом музее, пишет “Наш Костанай”

Экспозиция носит название “Властители великой степи”. Приехала она в Костанай из Национального музея Республики Казахстан, находящегося в Астане.

Среди экспонатов – оригиналы различных украшений сакского периода, сами “Золотые люди” и реконструкции их одеяний.

– Хотелось бы подарить от нас каталоги выставок Национального музея: один – акимату Костанайской области, другой – областному историко-краеведческому музею, – сказал на церемонии открытия заместитель директора Нацмузея Абай Сатубалдин.

Мероприятие собрало большое количество историков, почетных граждан Костаная. Особенно много было молодежи, которая видела “Золотого человека” лишь в учебниках.

Честь перерезать красную ленту и объявить выставку открытой досталась доктору исторических наук Аманжолу Кузембайулы.

Теперь перейдем непосредственно к самим экспонатам. Первая часть экспозиции называется “Есік Алтын адамы”. В конце 1960-х в ходе исследовательских работ под руководством археолога Кемаля Акишева при раскопках было обнаружено место захоронения “сакского вождя”, датируемое IV-III веками до н. э. Это и есть тот самый знаменитый “Алтын адам” (на главном фото).

В первой части выставки также представлен обновленный образец одежды “Золотого человека”, надеваемой во время церемонии похорон. Более четырех тысяч золотых украшений на одежде воина выполнены различными техниками обработки металла – литьем, ковкой, лепкой, гравировкой, тиснением и резьбой.

Вторая часть экспозиции называется “Сармат көсемі”. В данном разделе отражена обновленная версия вождя племен сарматов I века до н. э., найденная в кургане Аралтобе, расположенном в 65 километрах к северо-востоку от поселка Кульсары, центра Жылыойского района Атырауской области.

Из курса истории напомним, что курган Аралтобе был обнаружен в 1999 году в результате исследований Института археологии им. А. Х. Маргулана и международной археологической экспедиции под руководством Зайноллы Самашева. Это, условно говоря, человек в золотой одежде, принадлежащий ко второму сарматскому племени, найденному в науке после “Золотого человека”.

Третья часть экспозиции – “Таксай қазыналары”. В 2012 году в ходе археологических раскопок на Кургане Таксай-1, расположенном в Теректинском районе ЗКО, группа Центра истории и археологии под руководством Мурата Сыдыкова обнаружила место захоронения женщины сарматского происхождения. Курган датируется VI-V веками до н. э. Помимо золотых украшений, здесь были обнаружены бронзовое зеркало, атрибуты сарматских священников и ритуальные предметы.

Посмотреть на “Золотых людей” можно вплоть до 21 апреля в историко-краеведческом музее.

Режим работы музея: со вторника по воскресенье – с 10:00 до 17:00, понедельник – выходной.

Вход свободный.

Сергей ЗАИКА 

Фото Ларисы БОЖКО


Подборка по базе: происхождение человека.doc, Задачи с решениями по гигиене и экологии человека.pdf, _реферат Человек абсурда в эссе А.Камю Миф о Сизифе Сидоренко Е, Лабораторная работа № 7. Анализ и оценка хозяйственной деятельно, Имидж делового человека (реферат).docx, 24. Структура психики человека. Психика и мозг. Функции нервной , Физиология человека. Общая. Спорт. Возрастн._Солодков, Сологуб_2, Практическая работа _Ценности и их роль для человека и общества., Практическая работа к теме 1 «Ценности и их роль для человека и , Практическая работа к разделу 2.1 «Ценности и их роль для челове


Карагандинский медицинский интерколледж

Кафедра истории

ДОКЛАД

Тема: Золотой человек

Выполнил: Айдаболова А.Е

Проверил: Мукушев А. М.

Караганда 2017

План доклада:

  • Введение
  • Оснавная часть
  • Заключение
  • Список литературы

Золотой человек №1

1578 «Золотой человек» (каз. Алтын Адам) — условное название археологической находки, сделанной в 1969 году К.А.Акишевым в 50 километрах от Алма-Аты в результате раскопок кургана Иссык, достигавшего высоты 6 метров, а в диаметре — 60 метров.

Представляет собой останки сакского воина в золотой одежде. Примерный возраст захороненного там древнего человека — 18 лет. Пол не установлен. Форма одежды и способ захоронения наглядно показывают, что «Золотой человек» являлся потомком видного сакского предводителя или членом царской семьи.

Золотой человек №2

attachmentВ октябре 1999 года казахстанский «Золотой человек» перестал быть одиноким: в результате раскопок кургана Аралтобе, что в атырауских степях, ученые под руководством Зайнуллы Самашева обнаружили останки сарматского вождя. 

Сомнений, что это вождь, у археологов не возникло. Вся одежда жившего много столетий назад воина была богато инкрустирована золотыми пластинами и бляхами различной конфигурации, что сразу же позволило заявить о находке в Казахстане второго «Золотого человека». А обнаруженный рядом с воином булатный меч стал прямым доказательством того, что булатная сталь у сарматов северо-восточного Прикаспия появилась намного раньше, чем считалось, — уже в I веке нашей эры.

Золотой человек №3

sarmat15 26313fabd31fe9d43d4cfb06819ea659_kozСенсационное открытие казахстанских археологов было сделано в 2003 году — на дне самого большого кургана Царской (Чиликтинской) долины, где обнаружены десятки золотых украшений. Археологи утверждали о том, что найден третий «Золотой человек». Руководил тогда экспедицией доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой археологии и этнографии Казахского национального университета имени Аль-Фараби Абдеш Толеукенов.

Но если «Золотой человек» в Иссыкском кургане был одет в кольчугу, — то есть он был воином, — то «Золотой человек» в Царской долине был именно царем. Все украшения на нем изготовлены из золотого литья. Причем все они высочайшего качества. Это не плакированное, то есть обтянутое золотой фольгой дерево, как во многих других захоронениях, а именно литое золото, да еще и инкрустированное бирюзой. Именно здесь, под Тарбагатайским хребтом, считает Толеукенов, зародилась великая культура саков, именно здесь, в Чиликтинской долине, вырабатывался так называемый звериный стиль. Что и подтверждают удивительно красивые золотые украшения из царского кургана.

Золотой человек №4

article_image-image-articleПри строительстве городской магистрали Астаны был обнаружен царский курган. Уникальное захоронение, датируемое III-IV тысячелетиями до нашей эры, было обнаружено дорожниками осенью 2007 года. Это произошло, когда рабочие изучали территорию, где должна была в будущем пролечь одна из трасс, окольцовывающих левобережье города.

Тогда сенсационную находку законсервировали, и археологи успели провести раскопки только северной части кургана. Как оказалось, раньше курган ограбили. Очень легко просматривалась нора, оставленная древними расхитителями, ведущая в основные покои. Именно поэтому ничего, кроме останков девочки восьми лет и собаки, а также наконечника стрелы, ученые здесь не обнаружили.

Золотой человек №5

1279358249_zolotoj 81_2 f3g5jx5iВ Каркаралинском районе, что в 300 км. от Караганды, в могильнике сакских вождей, который относится к VI веку до нашей эры, археологи обнаружили ювелирные украшения, оружие и части одежды. Могильник Талды начали исследовать еще в 2010 году. Руководитель экспедиции — Арман Бейсенов, ученик доцента кафедры археологии и отечественной истории КарГУ имени Букетова Виктора Варфоломеева.

Захоронение, разграбленное в древности, но всё же сохранившее часть ценностей, найдено в одном из восьми курганов – скелет молодого вождя или знатной девушки, наконечники стрел, украшения в типичном зверином стиле, но выполненные необычным для того времени способом. Археологи полагают, что по значимости эту находку можно сравнить с «Золотым человеком» из Иссыкского кургана.

Сегодня в местах, где были найдены эти уникальные артефакты, создан республиканский историко-культурный музей-заповедник «Иссык», сотрудники которого проводят экскурсии для всех желающих.

Список литературы

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Иссыкский_золотой_человек
  • К. А. Акишев «Курган Иссык, Искусство саков Казахстана» Москва Искусство 1978

6 июля 2016 года. №27

Кто разграбил Иссыкские курганы и почему уцелел золотой человек? Алтын адам – не юноша, а девушка? Куда делись останки символа Казахстана? Почему археолог, его нашедший, так и не получил учёной степени? Сколько раз менялась реконструкция Золотого человека и кому это было выгодно?

С пятницы по воскресенье в Актобе побывала  реконструкция Золотого человека из Иссыкских курганов. Того самого, который вместе с крылатым барсом стали одними из символов нового Казахстана. 

Рекламы этого мероприятия было немного, но и в той, что была в соцсетях, утверждалось, что к нам привезли «того самого» Золотого человека, а не копию его погребальной одежды и оружия. Экспонат выставили в зале искусств (здание бывшего ЗАГСа) и по одной единственной женщине-полицейскому, сидевшей за компьютером в этом самом зале, становилось понятно, что привезли копию с реконструкции. Согласитесь, национальное достояние так жидко не охраняют.

«Эврика» решила напомнить читателям, кто такой Золотой человек.

1969-Й ИЛИ 1970-Й?

В разных источниках указывается то одна, то вторая даты, а то и обе вместе. Но сами участники раскопок утверждают, что работы по вскрытию захоронения Золотого человека продолжались две первые декады апреля 1970-го года. Во всей своей красе самая знаменитая находка  за всю историю Казахстана предстала перед учёными 22 апреля, в день столетия Владимира Ильича Ленина.

Вот так вспоминал этот день археолог Бекен НУРМУХАНБЕТОВ, «отец» Золотого человека:

 – 1970 год, 22 апреля. «Золотой человек» блестел, лежал. А как думаете, почему я запомнил дату? Сто лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Это был Всесоюзный субботник. Я сорвал этот субботник. Все участники субботника были вокруг этой могилы.

АЛТЫН АДАМА НАШЁЛ БУЛЬДОЗЕРИСТ?

Ещё одна иссыкская легенда, согласно которой Золотого человека обнаружил бульдозерист, расчищавший землю под строительство, или местные мальчишки, игравшие на холме.

Надо сказать, что сенсационной находке предшествовал страшный сель. Погибли сотни людей, с лица земли были стёрты строения, озеро. Сель смыл и автобазу, располагавшуюся в городе. В 1969 году под строительство автобазы был отведён новый участок земли, и археологи отправились его осматривать. 

Раскопки курганов ничем не порадовали – все они оказались разграбленными. Когда археологи уже согласились с тем, что курган исторической ценности не представляет, начальник Иссыкского археологического отряда Бекен Нурмуханбетов попросил бульдозериста несколько раз пройтись ковшом у основания кургана. Тот стал расчищать указанное место, как вдруг из-под земли показалось бревно, оказавшееся частью перекрытия, под которым и обнаружили останки Золотого человека.

Золотой наш человек

Крылатые кони – тулпары – «перекочевали» с головного убора Золотого человека на герб Казахстана.

ЗОЛОТОЙ ЧЕЛОВЕК – ЭТО ЕСЛИ НЕ ЛЕГЕНДАРНАЯ ЦАРИЦА ТОМИРИС, ТО УЖ ТОЧНО НЕ ЮНОША?

С годами в народе пошёл слух, что Алтын адам – девушка. Находки из могилы можно трактовать и в пользу этой версии. Штаны и оружие в древности носили и кочевницы. Знаменитый головной убор напоминает саукеле, а в могильной яме нашли ещё и бронзовое зеркало. Наиболее «осведомлённые» товарищи утверждали, что это и есть последнее пристанище царицы Томирис, убившей персидского царя Кира. Или там лежала сакская правительница Зарина.

Вопрос о половой принадлежности находки поднимался сразу же после её обнаружения. Ещё в 1972 году учёные мужи из института истории, археологии и этнографии академии наук КазССР спросили у руководителя экспедиции Кемаля АКИШЕВА:

 – Дал ли что-нибудь для археологии сам скелет?

 – Восстановить его из-за плохой сохранности нет возможности, – ответил тот. – Зато можно было установить принадлежность к мужскому полу, размеры.

15 лет назад архитекторы-реставраторы из Алматы Наталья и Тимур ТУРЕКУЛОВЫ создали новую реконструкцию Золотого человека в женском облике. Они считают, что если Золотой человек – представитель правящей династии, то почему он захоронен не в центральном, а в боковом захоронении. А стрелы на женском, как они полагают, головном уборе – вовсе не стрелы, а колосья.

СКОЛЬКО ЛЕТ ЗОЛОТОМУ ЧЕЛОВЕКУ И КОГДА ОН ЖИЛ?

По мнению Камиля Акишева, изложенного им в  монографии «Курган Иссык», захороненный в кургане человек был царевичем, сыном и наследником вождя крупного объединения сакских племён.

Примерный возраст этого человека – 18 лет. Захоронили его в 5-4 веках до н.э. Предположительно, он – сак-тиграхауда.

В захоронении были обнаружены: свыше 4.000 золотых предметов, 31 сосуд из глины, серебряные и бронзовые чаши, деревянный черпак и блюдо, 26 бусин из сердолика, бронзовое зеркало с кусочком охры.

ЗОЛОТОГО ЧЕЛОВЕКА УБИЛИ ДВАЖДЫ?

Учёные уверены – Золотой человек был убит в бою ударом меча в спину. Спустя многие столетия одна из тян-шанских елей, которыми было перекрыто захоронение, обвалилась одним концом в могилу и как раз угодила в череп, который проломила.

ОН НИКОГДА НЕ НАДЕВАЛ ОДЕЖДУ, КОТОРУЮ СЕЙЧАС ПОКАЗЫВАЮТ?

Научный сотрудник национального музея Пердехан МУСЫРМАНКУЛ сообщил корреспонденту «Эврики», что, по его мнению, Золотой человек никогда не носил одежду, которая сейчас демонстрируется миру. Она была сшита и украшена золотом специально к погребальному обряду.

ЧТО НАПИСАНО НА СЕРЕБРЯНОЙ ЧАШЕ?

Одной из загадок иссыкской находки остаётся серебряная чаша с 26 знаками, нацарапанными на её дне в две строки. Множество учёных и лингвистов пытались расшифровать надпись. Учёные из разных стран предложили уже 25 вариантов расшифровок древних рун, но так и не пришли к единому мнению.

Золотой наш человек

Работы по расчистке могильного сруба.

КОСТИ ЗОЛОТОГО ЧЕЛОВЕКА ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ ЛЕЖАЛИ В АЛМАТИНСКОМ МОРГЕ?

Не менее таинственна и история с костными останками Алтын адама. Никто из археологов, участвовавших в раскопках, не знал, куда они делись. Сотрудникам историко-культурного заповедника-музея «Иссык» удалось обнаружить большую часть костей Золотого человека лишь 2 года назад. Оказалось, что на протяжении нескольких десятилетий они лежали в картонной коробке в здании судмедэкспертизы Алматы. А череп найти так и не удалось.

Куда делись кости сейчас – тоже однозначно не говорится. Вроде бы они перекочевали в другую коробку и хранятся на полке в музее «Иссык». Не исключено, что образцы костных тканей были направлены для палеогенетических исследований в Данию.

«ЗОЛОТАЯ» ДИНАСТИЯ

В Казахстане в результате археологических раскопок было найдено 5 захоронений с так называемым «золотым человеком»: второй найден в кургане Аралтобе на территории Атырауской области в 1999 году; третий – в 2003 году в Берельском кургане в Шиликтинской долине; четвёртый – под Астаной и пятый – в могильнике Талды.

После обнаружения Золотого человека сами археологи его же и ограбили?

Когда Бекен Нурмуханбетов уже почти завершил все работы и отлучился в Алма-Ату, несколько местных ребятишек проникли в яму, где вёлся раскоп. Они откопали несколько золотых бляшек, крепившихся к обуви сакского воина. Когда Бекен вернулся, он нашёл этих ребят и забрал у них коробочку с драгоценностями. После этого случая по ночам у ямы дежурил вооружённый наряд милиции. Не исключено, что отсюда берёт начало миф о том, что Алтын адама нашли не археологи, а местные школьники.

Три Золотых человека:  кто же из них настоящий?

Три Золотых человека: кто же из них настоящий?

Научной разработкой первой реконструкции Золотого человека занимался сам Кемаль Акишев. К делу доктор исторических наук подошёл очень скрупулёзно. Он изучил фотографии из кургана, изображения скифов и саков из Ирана и описания Геродота.

Все материалы, необходимые для реконструкции, учёные закупили на свои деньги. Созданием копий золотых украшений занимался реставратор Владимир САДОМСКОВ. Как утверждает сайт voxpopuli.kz, этот человек делал гипсовый слепок каждого украшения, делал клише и штамповал изделия из тонких листов золочёного алюминия. Костюм сакского воина из коричневой искусственной замши шила супруга реставратора Тамара. Три года ушло на первую реконструкцию, и в 1973 году она была выставлена в музее археологии. Первая реставрация Алтын адама сейчас стоит в здании академии наук.

Второй вариант реконструкции выполнил художник-реставратор Анатолий ТАНАБАЕВ. А в 1996 году реставратор Крым АЛТЫНБЕКОВ создал третий вариант реконструкции. Костюм приобрёл известный нам красный цвет и появился плащ-накидка.

Скандал высшей марки

Скандал высшей марки

На первой почтовой марке независимого Казахстана, выпущенной в 1992 году, был изображён Золотой человек. И тут же в исторической среде грянул скандал – почтовики поместили на марку «зеркальное» изображение Золотого человека. Кемаль АКИШЕВ очень на это обиделся.

Курган, да не тот

Курган, да не тот

В Интернете можно увидеть фотоснимок, на котором изображён благоустроенный вход в боковое погребение одного из Иссыкских курганов, которое выдаётся за могилу Золотого человека. На самом деле курган, где нашли Алтын адама, уничтожен ещё в прошлом веке – после завершения раскопок его сровняли с землёй и на его месте построили автопредприятие.

Последняя воля Бекен ага

Последняя воля Бекен ага

Незадолго до своей кончины Бекен НУРМУХАНБЕТОВ дал интервью сайту caravan.kz, в котором объяснил, почему он с нетерпением ждёт анализа останков Золотого человека.

 – Чтобы предать кости земле, – объяснил он. – Может, выйдет правительственное положение о перезахоронении. Надо предать земле на государственном уровне; за катафалком должны идти все послы, с кем мы держим отношения. Причём именно таким образом – как главу государства, как царя. Ни в коем случае не в этом пантеоне, здесь – в Иссыке. Он же под шестиметровым курганом лежал; мы знаем, как строили курган, как копали могилу. Весь этот обряд прямо по тому сценарию 2.500-летней давности воспроизвести и похоронить.

Не дожил Бекен ага… После обнаружения Золотого человека он и его семья оставили жильё в Алма-Ате и переехали жить к Иссыкским курганам. Работал он в музее Иссыка и постоянно выезжал на раскопки. Он и похоронен на возвышенности, с которой открывается вид на иссыкские курганы. У легенды и патриарха казахстанской археологии не было даже учёной степени…

5 фактов о Золотом человеке

1. Точный вес золота на костюме Алтын адама  неизвестен. В школьных учебниках часто указывают вес самого костюма, но выдают его за вес золота.

2. Нашивки на костюме сделаны не из чистого золота. Основа выполнена из дерева, на неё намотана золотая фольга.

3. На 80-санти-метровом головном уборе имеются 4 стрелы, которые означают 4 стороны света и являются знаком правления.

4. На головном уборе изображены тулпары – крылатые кони с большими козлиными рогами, что, вероятно, символизирует слияние образов солнечного божества и родового тотема. Они и стали элементами герба Казахстана. 

5. В могиле были найдены 2 золотых перстня: один гладкий, другой – с изображением человека с гривой или перьями, напоминающего индейца. Реставраторы склоняются к мысли, что на перстне изображено древнее  божество бог Митра. Экспертиза показала, что украшение долго носили и даже несколько раз ремонтировали.

Второе появление Золотого человека на свет отметили в ресторане

В качестве награды за работу археологов академия наук Казахской ССР выделила им премию. 200 рублей достались Бекену НУРМУХАНБЕТОВУ, по 100 рублей – реставратору Владимиру САДОМСКОВУ, фотографу Олегу МЕДВЕДЕВУ и лаборанту Айтбеку АМАНДЫКОВУ. Как вспоминал позже  Кемаль АКИШЕВ, большую часть этой суммы археологическая  экспедиция прогуляла в ресторане, отмечая окончание раскопок.

Виктор ГЕРБЕР,

Фото Анастасия ЗЮЗИНА

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гепароид зентива мазь инструкция по применению цена аналоги
  • Mystic powder очищающий порошок инструкция по применению
  • Fm трансмиттер ritmix fmt a710 инструкция
  • Henkelman polar 2 85 инструкция по эксплуатации
  • Carbonated bubble clay mask инструкция по применению на русском языке